ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД
Все художественные поиски приводят к тому, что в 1971 году власти СССР выдворяют Шемякина из страны, он едет во Францию и живёт в Париже около 10 лет. Парижский период стал для мастера плодотворным - здесь рождаются знаменитые «Карнавалы Санкт-Петербурга» - яркая, выразительная серия, в которой художник фантазирует о том, какими были карнавалы и ассамблеи петровской эпохи, а также «Чрево Парижа» - серия фотографий, эскизов и литографий, посвященная знаменитому рынку Ле-Аль в самом сердце столицы Франции. В Париже Шемякин знакомится с Владимиром Высоцким, дружба и сотворчество, с которым продлится до конца жизни поэта. Для сохранения музыкального наследия друга Шемякин создает студию звукозаписи в Париже, где были профессионально записаны семь пластинок с песнями и музыкой Владимира Семёновича. Многие музыкальные произведения дошли до нас в единственной записи, сделанной в те годы, а спустя время в Самаре Шемякин создаст бронзовый памятник, посвященный семидесятилетию друга.
В Париже в 1977 году Михаил Шемякин издает литературный альманах «Аполлон-77», заимствовав название у знаменитого журнала «Аполлон», объединявшего в начале XX века авангардные направление в литературе и изобразительном искусстве. В предисловии к изданию встречаются такие слова, объясняющие идею Шемякина: «После долгой и, казалось бы, невосполнимой уже пустоты в области русского авангарда, перед нами вдруг возникает внушительная и волнующая панорама нового, ищущего непокорного искусства, которое, как выясняется по мере чтения, никогда и не умирало, а только печатно смолкло на время». Альманах собрал воедино стихи, прозу и драматические произведения 55 авторов на 388 страницах, став важной вехой в истории русской культуры. Также во Франции расширяется диапазон тем в исследовательском проекте, который художник начинает еще в Ленинграде – «Воображаемом музее Михаила Шемякина».