Михаил Михайлович Шемякин

Всемирно известный художник, скульптор, исследователь искусств, автор предметов искусства

Михаил Михайлович Шемякин — советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи.

НАЧАЛО ПУТИ
Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году в семье гвардии полковника Михаила Петровича Шемякина и актрисы театра и кино Юлии Николаевны Предтеченской. Детство художника прошло в послевоенных Дрездене и Кёнигсберге, где маленький Миша живет в растерзанных войной старинных городах, а с 1957 года семья Шемякиных переезжает в Ленинград. Именно город на Неве становится метафизической родиной мастера, где он решает стать художником и поступает в Среднюю художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина (Ленинградскую Академию художеств).

Михаилу Шемякину не было суждено закончить СХШ – он был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма, после чего находился под пристальным вниманием органов госбезопасности из-за увлечения запрещённым тогда искусством и вопросами религиозного характера. Шемякин не состоял в Союзе художников, а это значительно усложняло его жизнь в советской действительности - закрывались выставки с участием его работ, театральные постановки, оформленным Шемякиным тоже не пропускали на сцену, несколько месяцев художника лечили «от пагубного пристрастия к модернизму». Но, при этом, так называемый «ленинградский» период творчества, становится очень важным в жизни мастера. Именно в это время закладывается особое видение художником формы, линии и цвета; он много работает, занимается фотографией, иллюстрирует Гофмана и Достоевского, создает хеппенинги и перформансы. В это же время Шемякин женится на художнице Ревекке Модлиной и у пары рождается дочь Доротея.

С 1959 по 1971 год Шемякин неоднократно меняет места работы, но самыми важными для него становятся пять лет, проведённые в Эрмитаже. Как и многие тогда неофициальные художники, в музее он работает такелажником, то есть разнорабочим. Всё свободное время между уборкой льда и перетаскиваем тяжёлых картин и мебели, художник проводит за копированием работ великих мастеров прошлого. Именно тогда начинает формироваться внимательный взгляд будущего исследователя искусства. В 1967 году Шемякин основывает художественную группу «Петербург», в которую войдут его друзья нонконформисты; вместе с философом Владимиром Ивановым создаёт теорию метафизического синтетизма.



ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД

Все художественные поиски приводят к тому, что в 1971 году власти СССР выдворяют Шемякина из страны, он едет во Францию и живёт в Париже около 10 лет. Парижский период стал для мастера плодотворным - здесь рождаются знаменитые «Карнавалы Санкт-Петербурга» - яркая, выразительная серия, в которой художник фантазирует о том, какими были карнавалы и ассамблеи петровской эпохи, а также «Чрево Парижа» - серия фотографий, эскизов и литографий, посвященная знаменитому рынку Ле-Аль в самом сердце столицы Франции. В Париже Шемякин знакомится с Владимиром Высоцким, дружба и сотворчество, с которым продлится до конца жизни поэта. Для сохранения музыкального наследия друга Шемякин создает студию звукозаписи в Париже, где были профессионально записаны семь пластинок с песнями и музыкой Владимира Семёновича. Многие музыкальные произведения дошли до нас в единственной записи, сделанной в те годы, а спустя время в Самаре Шемякин создаст бронзовый памятник, посвященный семидесятилетию друга.

В Париже в 1977 году Михаил Шемякин издает литературный альманах «Аполлон-77», заимствовав название у знаменитого журнала «Аполлон», объединявшего в начале XX века авангардные направление в литературе и изобразительном искусстве. В предисловии к изданию встречаются такие слова, объясняющие идею Шемякина: «После долгой и, казалось бы, невосполнимой уже пустоты в области русского авангарда, перед нами вдруг возникает внушительная и волнующая панорама нового, ищущего непокорного искусства, которое, как выясняется по мере чтения, никогда и не умирало, а только печатно смолкло на время». Альманах собрал воедино стихи, прозу и драматические произведения 55 авторов на 388 страницах, став важной вехой в истории русской культуры. Также во Франции расширяется диапазон тем в исследовательском проекте, который художник начинает еще в Ленинграде – «Воображаемом музее Михаила Шемякина».



АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД

В 1981 г. Михаил Шемякин переезжает в Соединенные Штаты Америки и обосновывается в районе Сохо в Нью-Йорке, открывая не только новую мастерскую, но и новые грани своего творчества. В это время появляются многие метафизические автопортреты, многочисленные трансформации первобытных скульптуры и масок, серия «Трансформации Пикассо», высоко оцененная публикой и почитателями современного искусства. Это время, когда художник увлекается балетом и создает иллюстрации к таким постановкам как «Медный всадник», «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка» и проч. Спустя время Михаил Шемякин переезжает вглубь штата Нью-Йорк, в Клаверак, где работает с бронзой. Именно в американский период творчества были созданы все значительные бронзовые изваяния авторства Михаила Шемякина, включая петербургскую скульптуру.

В Америке художник активно занимается научно-исследовательской деятельностью, расширяет тематику «Воображаемого музея», изучает теорию цвета, по мотивам которой создает серию работ «после Гете». В это время он избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук, а в Университете Сан-Франциско получает степень доктора искусствоведения 1984 году, а чуть позже становится академиком искусств Европы. Работает в разных техниках, в том числе создает многочисленные метафизические трансформации, а в университете Сан-Франциско проводит свои знаменитые мастер-классы, по написанию метафизических импровизаций на черной бумаге карандашом, в сопровождении музыки. В этот же период встречает свою супругу – переводчицу Сару де Кей, с которой художник вместе уже четыре десятилетия.



ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

В 1989 году впервые после 18-летнего отсутствия приезжает в СССР на открытие ретроспективной выставки в Москве. С этого времени художника все чаще приглашают на родину, в Санкт-Петербурге появляется скульптура Михаила Шемякина, ставшая в наши дни знаковой для города, именно здесь открывается Центра Михаила Шемякина – единственное в своем роде выставочное пространство, исследующее творчество мастера, а одна из визитных карточек Петербурга – это знаменитый балет Щелкунчик на сцене Мариинского театра. Полтора года художник работал над постановкой – переписал либретто, вернул гофмановский дух балету, создал удивительные эскизы костюмов и декораций, которые поразили костюмеров и декораторов театра выверенностью и изяществом форм. Вот уже более 20 лет «Щелкунчик» Михаила Шемякина идет на сцене Мариинки с неизменным аншлагом!




СКУЛЬПТУРА
С 1991 по 2014 были установлены памятники художника: Петру I (г. Санкт-Петербург), «Памятник жертвам политических репрессий» (г. Санкт-Петербург), «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» (г. Санкт-Петербург), Сибела – Богиня плодородия (г. Клаверак), Джакомо Казанове (г. Венеция), «Диалог между Платоном и Сократом» (г. Нью-Йорк), Петру Великому (г. Лондон), «Дети – жертвы пороков взрослых» (г. Москва), Анатолию Собчаку (г. Санкт-Петербург), «Царская прогулка» (г. Санкт-Петербург), Владимиру Высоцкому (г. Самара), «Жертвам террора» (г. Владикавказ), «Человек-часы» (г.Щелково. Московская область), «Жертвам забытой войны, изменившей ход истории» (г. Гусев. Калининградская область).

ТЕАТР
С 1967 года началась театральная деятельность Шемякина с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.
В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным художник устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.
С 2001 по 2006 году в Мариинском театре Михаил Шемякин ставит спектакли: «Щелкунчик», «Волшебный орех», три одноактных балета.
В 2007-м Михаил Шемякин организует «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала.
В 2010-м Михаил Шемякин создает новую версию балета «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета.
В 2012 году Михаил Шемякин – главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», проходящего в Москве на Красной площади.
В 2015 году в московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера автобиографической пьесы «Нью-Йорк. 80-е. Мы», которая рассказывает о жизни русских эмигрантов в Америке.


ВЫСТАВКИ

В 1962 году открылась первая выставка М. Шемякина в помещении редакции журнала «Звезда».

В 1989 году состоялась первая выставка работ М. Шемякина в России с момента высылки.

Персональные выставки состоялись во многих странах мира, в том числе в Париже, в Кельне, в Токио, в Осаке, в Вене, в Милане, в Сан-Паулу, в Нью-Йорке, в Сан-Франциско, в Москве и так далее. Всего свыше 160 выставочных проектов с 1962 года, не учитывая экспозиции в Центре Михаила Шемякина. В России за последние десятилетия прошли выставки в более чем 20 городах.

2017 год был объявлен годом Михаила Шемякина в стариннейшем французском городе Лош и сопровождался масштабной программой, связанной с творчеством художника.

В 2018 году проходит крупная ретроспективная выставка в московском музее современного искусства (ММОМА) «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская».

С 2009 года в Центре Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге проходят выставки из цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина» («Шар в искусстве», «Образ смерти в искусстве», «Крик в искусстве», «Рука в искусстве» и многие другие), а также последнее десятилетие в ЦМШ проходят выставки, посвященные различным художественным сериям Шемякина, самыми яркими из которых стали: «Доизгнанье», «Две судьбы», «Шемякин–Пикассо–Веласкес. Картины как модели», «Михаила Шемякин. Метасинтез», «Шемякин. Трансформация. Метапоиск», «Щелкунчик Михаила Шемякина. Театр художника», «Форма воска», «Видение капель», «Праздное и тайное. Образы петровской эпохи в работах М. Шемякина», «Симфония цвета», «Михаил Шемякин: взгляд сквозь время».
«ВООБРАЖАЕМЫЙ МУЗЕЙ»

В период с 1957 по 1971 год Михаил Шемякин создает свои «первые листы» - вырезки из каталогов, афиш, книг, которые лягут в основу будущей научно-исследовательской деятельности Михаила Шемякина.

В 2000 году учрежден «Воображаемый музей Михаила Шемякина» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк.

В 2002-2003 гг. Шемякин записывает серию телепередач для российского канала «Культура», посвященных проекту «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

В 2002 году в Санкт-Петербурге открывается Фонд художника Михаила Шемякина (Центр Михаила Шемякина).

Начиная с 2009 года дважды в год Михаил Шемякин организует в своем Фонде в Петербурге выставки из цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ», затем с 2011 года проект регулярно экспонируется в ведущих российских музеях.

В 2013 году Михаил Шемякин принимает курс живописи в Воронежской государственной Академии искусств, который впоследствии будет переведен в Академию им. А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В 2019 году курс был завершен дипломными проектами студентов на тему «Трансформация русской иконы».

В 2023 году сотни изображений из Воображаемого музея были оцифрованы и представлены в новом формате - цифровизация проекта положила начало новому этапу в жизни исследования. Также в 2023 году вышла книга «Воображаемый музей Михаила Шемякина. 60 лет исследований», обобщающая накопленный художником исследовательский опыт и систематизирующая темы по времени их создания.

В 2023 году состоялся совместный выставочный проект Центра Михаила Шемякина и Третьяковской галереи «Лестница в искусстве» в Москве.