Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году в семье гвардии полковника Михаила Петровича Шемякина и актрисы театра и кино Юлии Николаевны Предтеченской. Детство художника прошло в послевоенных Дрездене и Кёнигсберге, где маленький Миша живет в растерзанных войной старинных городах, а с 1957 года семья Шемякиных переезжает в Ленинград. Именно город на Неве становится метафизической родиной мастера, где он решает стать художником и поступает в Среднюю художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина (Ленинградскую Академию художеств).
Михаилу Шемякину не было суждено закончить СХШ – он был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма, после чего находился под пристальным вниманием органов госбезопасности из-за увлечения запрещённым тогда искусством и вопросами религиозного характера. Шемякин не состоял в Союзе художников, а это значительно усложняло его жизнь в советской действительности - закрывались выставки с участием его работ, театральные постановки, оформленным Шемякиным тоже не пропускали на сцену, несколько месяцев художника лечили «от пагубного пристрастия к модернизму». Но, при этом, так называемый «ленинградский» период творчества, становится очень важным в жизни мастера. Именно в это время закладывается особое видение художником формы, линии и цвета; он много работает, занимается фотографией, иллюстрирует Гофмана и Достоевского, создает хеппенинги и перформансы. В это же время Шемякин женится на художнице Ревекке Модлиной и у пары рождается дочь Доротея.
С 1959 по 1971 год Шемякин неоднократно меняет места работы, но самыми важными для него становятся пять лет, проведённые в Эрмитаже. Как и многие тогда неофициальные художники, в музее он работает такелажником, то есть разнорабочим. Всё свободное время между уборкой льда и перетаскиваем тяжёлых картин и мебели, художник проводит за копированием работ великих мастеров прошлого. Именно тогда начинает формироваться внимательный взгляд будущего исследователя искусства. В 1967 году Шемякин основывает художественную группу «Петербург», в которую войдут его друзья нонконформисты; вместе с философом Владимиром Ивановым создаёт теорию метафизического синтетизма.
ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД
Все художественные поиски приводят к тому, что в 1971 году власти СССР выдворяют Шемякина из страны, он едет во Францию и живёт в Париже около 10 лет. Парижский период стал для мастера плодотворным - здесь рождаются знаменитые «Карнавалы Санкт-Петербурга» - яркая, выразительная серия, в которой художник фантазирует о том, какими были карнавалы и ассамблеи петровской эпохи, а также «Чрево Парижа» - серия фотографий, эскизов и литографий, посвященная знаменитому рынку Ле-Аль в самом сердце столицы Франции. В Париже Шемякин знакомится с Владимиром Высоцким, дружба и сотворчество, с которым продлится до конца жизни поэта. Для сохранения музыкального наследия друга Шемякин создает студию звукозаписи в Париже, где были профессионально записаны семь пластинок с песнями и музыкой Владимира Семёновича. Многие музыкальные произведения дошли до нас в единственной записи, сделанной в те годы, а спустя время в Самаре Шемякин создаст бронзовый памятник, посвященный семидесятилетию друга.
В Париже в 1977 году Михаил Шемякин издает литературный альманах «Аполлон-77», заимствовав название у знаменитого журнала «Аполлон», объединявшего в начале XX века авангардные направление в литературе и изобразительном искусстве. В предисловии к изданию встречаются такие слова, объясняющие идею Шемякина: «После долгой и, казалось бы, невосполнимой уже пустоты в области русского авангарда, перед нами вдруг возникает внушительная и волнующая панорама нового, ищущего непокорного искусства, которое, как выясняется по мере чтения, никогда и не умирало, а только печатно смолкло на время». Альманах собрал воедино стихи, прозу и драматические произведения 55 авторов на 388 страницах, став важной вехой в истории русской культуры. Также во Франции расширяется диапазон тем в исследовательском проекте, который художник начинает еще в Ленинграде – «Воображаемом музее Михаила Шемякина».
АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД
В 1981 г. Михаил Шемякин переезжает в Соединенные Штаты Америки и обосновывается в районе Сохо в Нью-Йорке, открывая не только новую мастерскую, но и новые грани своего творчества. В это время появляются многие метафизические автопортреты, многочисленные трансформации первобытных скульптуры и масок, серия «Трансформации Пикассо», высоко оцененная публикой и почитателями современного искусства. Это время, когда художник увлекается балетом и создает иллюстрации к таким постановкам как «Медный всадник», «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка» и проч. Спустя время Михаил Шемякин переезжает вглубь штата Нью-Йорк, в Клаверак, где работает с бронзой. Именно в американский период творчества были созданы все значительные бронзовые изваяния авторства Михаила Шемякина, включая петербургскую скульптуру.
В Америке художник активно занимается научно-исследовательской деятельностью, расширяет тематику «Воображаемого музея», изучает теорию цвета, по мотивам которой создает серию работ «после Гете». В это время он избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук, а в Университете Сан-Франциско получает степень доктора искусствоведения 1984 году, а чуть позже становится академиком искусств Европы. Работает в разных техниках, в том числе создает многочисленные метафизические трансформации, а в университете Сан-Франциско проводит свои знаменитые мастер-классы, по написанию метафизических импровизаций на черной бумаге карандашом, в сопровождении музыки. В этот же период встречает свою супругу – переводчицу Сару де Кей, с которой художник вместе уже четыре десятилетия.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ
В 1989 году впервые после 18-летнего отсутствия приезжает в СССР на открытие ретроспективной выставки в Москве. С этого времени художника все чаще приглашают на родину, в Санкт-Петербурге появляется скульптура Михаила Шемякина, ставшая в наши дни знаковой для города, именно здесь открывается Центра Михаила Шемякина – единственное в своем роде выставочное пространство, исследующее творчество мастера, а одна из визитных карточек Петербурга – это знаменитый балет Щелкунчик на сцене Мариинского театра. Полтора года художник работал над постановкой – переписал либретто, вернул гофмановский дух балету, создал удивительные эскизы костюмов и декораций, которые поразили костюмеров и декораторов театра выверенностью и изяществом форм. Вот уже более 20 лет «Щелкунчик» Михаила Шемякина идет на сцене Мариинки с неизменным аншлагом!